Учёные подтвердили, что слишком много думать вредно

Трудно попытаться объяснить на словах, что представляет из себя процесс езды на велосипеде, потому что в него вовлечена неявная память. Тело знает, что нужно делать, но мыслительный процесс при этом может только помешать. Итак, почему же при определенных обстоятельствах полное внимание и концентрация могут снизить продуктивность? Новое исследование учёных из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, опубликованное в журнале Neuroscience, частично даёт ответ.

Есть два вида памяти: неявная, форма долговременной памяти, не требующая сознательного мышления и выражаемая другими методами, нежели слова, и явная, вид долговременной памяти, формируемой сознательно, которую можно описать словами. Ученые рассматривают их функции как протекающие в различных областях головного мозга.

Долгосрочная память поддерживается различными регионами в префронтальной коре, новейшей с точки зрения эволюции части мозга, отвечающей за планирование, исполнительные функции и рабочую память. «Многие думают, что мы стали людьми, потому что у нас самая совершенная префронтальная кора», говорит ведущий автор исследования Тараз Ли (Taraz Lee).

Два предыдущих исследования мозга показали, что напряжение ресурсов памяти улучшает бессознательное распознавание. Результаты показывают, что неявная память может поспособствовать улучшению результатов в тестах на распознавание. Поэтому Ли и его коллеги решили проверить, могут ли последствия процессов управления вниманием, связанные с явной памятью, пересекаться с неявной памятью.

Ли использовал непрерывною транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), чтобы временно нарушить функции двух различных частей префронтальной коры, дорсолатеральной и вентролатеральной. Эти области находятся близко друг к другу, но имеют немного разные функции. Нарушение функционирования в двух различных областях обеспечивает прямое причинно-следственное тестирование того, усиливает ли работу явной памяти контроль над сенсорными ресурсами - в этом случае, обработкой визуальной информации - и тем самым косвенно вредит процессам неявной памяти.

Участникам в течение примерно минуты показывались серии калейдоскопической изображений, затем был одноминутный перерыв, затем началось тестирование памяти, содержащее два различных изображения. Участников просили распознать образы, которые были показаны им ранее. «После того, как они дали нам ответ, мы спросили, много ли они помнят деталей, остались ли у них смутные впечатления, или же они отвечают наугад», объясняет Ли. «И оказалось, что показавшие лучшие результаты участники отвечали именно наугад».

Результаты нарушения функции дорсолатеральной префронтальной коры проливают свет на то, почему сосредоточение внимания может быть отвлекающим фактором и негативно повлиять на производительность. «Если мы снижаем активность в дорсолатеральной префронтальной коре, то запоминаем изображения лучше», говорит Ли.

Когда исследователи нарушали работу вентральной области префронтальной коры, память участников работала лишь чуть хуже. «От описаний того, что они могут вспомнить множество подробностей относительно изображения, участники перешли к смутным воспоминаниям. От этого их задача только усложняется».

Увлечение Ли влиянием процессов внимания на память происходит из его обширного спортивного опыта. Как он отметил, всегда есть примеры профессиональных гольфистов, которые лидируют на 18-й лунке, но когда дело доходит до простого удара, они не справляются. «Чрезмерная концентрация не помогает им, а наоборот вредит».

Новые эксперименты в лаборатории Калифорнийского университета будут сосредоточены на процессе изучения состояния удушья, возникающего под давлением. Ли будет использовать сканирование мозга, чтобы разобраться, почему люди, которые крайне заинтересованы в получении какого-либо результата, часто поддаются давлению, и как префронтальная кора и процессы внимания мешают достижению результата.

«Я думаю, что большинство исследователей, которые смотрят на функцию префронтальной коры, пытаются выяснить, что он делает, чтобы помочь человеку, и как это объясняет механизм работы мозга и нашего поведения. Я смотрю на это с противоположной стороны. Если мы сможем выяснить, каким образом деятельность в этом участке мозга вредит человеку, это даст ключ к тому, как мозг работает на самом деле».